Очередь за землей: цифры и факты

Очередь за землей: цифры и факты
10 октября 2016
Ленинградская область - первый в России субъект, где стали бесплатно предоставлять землю жителям региона. Новые большие поселки по этой программе пока не выросли, но результат есть. После завершения строительства домов, на выделенных земельных участках, 44 гатчинские семьи уже оформили землю в собственность, из них 14 семей в 2016 году.

За те годы, что работает программа, в Гатчинском муниципальном районе возможность строить свои дома получили 720 семей, и еще 2950 заявителей (по всем категориям)стоят в очереди на предоставление земельных участков. Втом числе 188 заявленийподанов 2016 году.

За весь период действия областного закона от 14.10.2008 г. № 105-ОЗ от многодетных семейГатчинского муниципального района поступило 968 заявленийна предоставление участка под строительство дома. Примерно треть из них от жителей города Гатчины. Среди подавших заявление 227 многодетных семей нуждаются в улучшении жилищных условий. Из них 25 встали на очередь в 2016 году. Жителей Гатчины среди них почти половина.

С начала действия областного закона многодетным семьямна территории нашего районабыло предоставлено 600 участков, в том числе 83 - в 2016 году.

В соответствии с областным законом многодетные семьи, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, получают землю вне очереди. Всего семьям этой льготной категории было предоставлено 183 участка, в том числе 10 – в 2016 году.

Пока остаются необеспеченными 368 многодетных семей, в том числе44 многодетные семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Самое большое число заявок на предоставление землиот жителей города Гатчины. На их же долю выпадает треть из предоставленных земельных участков:262 участка всем категориям заявителей, из них 214 – многодетным, из которых 95 – нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

При наличии возможности администрация Гатчинского муниципального района предоставляла бы землю всем заявителям в центральных частях населенных пунктов, в непосредственной близости от объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры. Но, к сожалению, такой возможности нет.

Администрация признает наличие проблем с обеспечением инженерной инфраструктурой выделяемых земельных участков в рамках областного закона №105-ОЗ.При этом необходимо отметить, что администрация формирует земельные участки как в сложившихся районах индивидуальной жилой застройки (почти везде существует подъезд), так и во вновь формируемых массивах (подъезд, как правило, имеется только до самого массива).

Вопрос по строительству внутриквартальных проездов будет решаться администрациями городских и сельских поселений с учетом возможностей местных бюджетов, с привлечением средств областного бюджета в рамках постановления Правительства Ленинградской области от 14.12.2012 №401 и в соответствии с областным законом от 14 октября 2008 года №105-ОЗ.

Алгоритм сейчас такой: сначала формирование и предоставление участков, затем - инфраструктура: администрации поселений занимаются строительством подъездных путей, а граждане заключением договоров на технологическое присоединение к электрическим сетям. Количество выделенныхземельных участков для многодетных семей на территории – один из критериев для участия в программе софинансированиясредств из областного бюджета на проектирование и строительство инфраструктуры.    
 
В настоящее время участков сформировано больше, чем востребовано. К примеру, в 2015 году был сформирован 251 участок, а предоставлено 205. При этом 46 участков осталось нераспределенными.
Понятие «хороший участок» субъективно, так как требования предъявляются разные. Есть достаточное количество заявителей, которым место расположения участка важнее его качества.

В ситуации, когда одни очередники пропускают заседания комиссии по предоставлению земельных участков, а другие в ожидании лучшего предложения пишут заявления об отказе, у только подавших заявления на получение участка, появляется возможность практически сразу, на следующем заседании комиссии,его получить. Таким образом, с одной стороны есть граждане, необеспеченные земельными участками, с другой – порядка 40-50 земельных участков остаются гражданами невостребованными. И дело далеко не всегда в качестве этих участков.  

Если одни горожане предпочитают строить дом за городом, другие хотят непосредственно в его черте. К сожалению, границы города Гатчины очень ограничены. Являясь самым большим муниципальным образованием по численности населения, город Гатчина имеет при этом самую маленькую площадь. В данной ситуации администрации района приходится очень взвешенно подходить к вопросам распределения земельных ресурсов, т.к. в противном случае не останется мест для строительства социально значимых объектов, многоквартирных жилых домов для расселения ветхого и аварийного фонда, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.
В сложившихся микрорайонах индивидуальной жилой застройки имеются отдельные пустующие земельные участки, но практически ни один из них не может быть предоставлен: в сгоревших и разрушенных домах до сих пор зарегистрированы люди, дома находятся в частной собственности, права собственности на имущество, ранее возникшие права на землю не прекращены.

Точечной застройкой не решитьпроблем многодетных. Для сравнения. За последние три года (включая 2016 год) на территории городав микрорайонах индивидуальной жилой застройкина аукционахбыло продано не более трех участков, площадью менее 10 соток.

 За этот же период по областному закону №105-ОЗ на территории города планируется с учетом 2016 года предоставить порядка 70 земельных участков.

При этом, средства от продажи, являясь источником доходной части бюджета, направлены, в том числе, и на разработку проектов планировок кварталов индивидуальной жилой застройки на территории микрорайона «Заячий ремиз», и на формирование участков для реализации областного закона 105-ОЗ, и на вынос межевых знаков после предоставления земельных участков.          
  
Окружающие город поля также не подходят для ИЖС, так как расположены не в черте населенного пункта,как правило, принадлежат сельхозпредприятиям либо являются паевыми землями. Администрация района не имеет полномочий ими распоряжаться.

Дальнейшие планы по предоставлению земельных участков на территории Гатчины связаны с развитием микрорайона «Заячий ремиз». В 2014-2015 годах только в этом микрорайоне было выделено 24 участка, еще 40 планируется предоставить в 2016 году. Другое дело, что существующего количества недостаточно для обеспечения всех граждан, зарегистрированных на территории города. Поэтому земельные участки жителям города предлагаются и на территории других муниципальных образований.

Администрация Гатчинского муниципального района формирует за бюджетные средства земельные участки для предоставления в соответствии с областным законом №105-ОЗ только в зонах, в которых допускается формирование земельных участков для целей ИЖС согласно принятым на территориях поселений Генеральными планами и Правилами землепользования и застройки. Данные документы разработаны специализированными организациями и содержат материалы по обоснованию, учитывающие существующую на дату их принятия градостроительную ситуацию. У администрации при формировании земельных участков нет оснований полагать, что в зонах, обозначенных в указанных документах как зона индивидуальной застройки, невозможно строительство жилых домов, или имеются факторы риска развития тяжелых заболеваний.

Администрация признает, что в ряде случаев участки предоставляются со рвами, кустарниками и деревьями. Однако, ограниченность земельных ресурсов не позволяют формировать только земельные участки идеально подходящие под строительство жилых домов. Если заявитель считает, что средств на освоение участка у него нет, то он вправе отказываться от предлагаемых участков до тех пор, пока ему не предложат такой, который его устроит.

Общий план предоставления земельных участков по областному закону в 2016 году по Гатчинскому муниципальному району составляет 180 участков. Однако, администрация Гатчинского муниципального района постарается перевыполнить этот план с тем, чтобы количество сформированных земельных участков было не меньше того количества, что было сформировано в прошлом году.

Для сравнения: в 2013 году было предоставлено 113 участков; в 2011 – 17; в 2012 – 51; в 2013 – 102; в 2014 – 151; в 2015 – 205 (из сформированных 251). В 2016 году уже предоставлено 99 участков.